radion_gz_china (radion_gz_china) wrote,
radion_gz_china
radion_gz_china

Categories:

Бизнес с Китаем. Как работает китайская таможня

Международная торговля предполагает участие как минимум двух государств: откуда товар едет и куда он поставляется. В ряде случаев схема усложняется и в дело вступает “торгующая” страна. Однако независимо от таких тонкостей, провожают товар на одной границе и встречают его на другой — таможенники. И если вы везете товар из Китая в Россию (или обратно), судьбой вашего товара будут заниматься сотрудники двух ведомств: Главной таможенной администрации Китая и Федеральной таможенной службы России.

Устройство российской таможни знакомо многим, а про китайскую этого не скажешь. Спешу заверить читателя, что ничего общего у внутренней организации китайских таможенных органов и “китайской грамотой” нет. Удивительно, но устройство и функции китайской таможни буквально до мелочей схожи с российской структурой. Исключение составляют лишь некоторые принципиальные моменты.

В чем причина такого сходства? Возможно, ею стали несколько десятков лет совместного движения по пути строительства коммунизма, хотя вероятнее всего китайские и российские чиновники имеют какой-то особенный код ДНК, который позволяет им принимать почти одинаковые решения, находясь за много тысяч километров друг от друга:

Также, как в России, китайская таможня имеет жесткую вертикальную структуру. Исключая некоторые количественные разночтения структура ГТА или ГТУ (главного таможенного управления ) КНР и России практически полностью совпадают.
«Голова» китайской таможни находится, как и положено уважающему себя государственному органу, в столице – Пекине. ГТА в Пекине выполняет исключительно административные и управленческие функции и имеет статус министерства.
В подчинении у ГТА КНР находятся таможни непосредственного подчинения (такие как Шанхайская, Гуандунская или в Тяньцзиньская). Ближайший аналог в России – таможни московского авиационного узла (Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская) и специализированные, такие как центральная акцизная и центральная энергетическая таможни.

Руководство остальными таможнями КНР “на местах” осуществляется через “узловые таможни”. Их насчитывается 41 штука и по своим функциям они напоминают российские региональные таможенные управления. Ближайшими к России китайскими узловыми таможнями, через которые проходит львиная доля поставок китайской продукции, являются организации в Чаньчуне, Харбине и в Маньчжурии. Именно им, равно как и расположенным напротив российским Дальневосточному и Сибирскому таможенным управлениям, делегированы из Пекина и из Москвы полномочия по организации приграничного таможенного сотрудничества. И надо отметить, что на этом поприще китайские и российские коллеги достигли таких высот, которые не снились их коллегам в европейской части России.
В свою очередь 41 «узловая» таможня руководит 313 «местными таможнями». Причем в официальном переводе и те и другие называются именно таможнями, только в названия «местных» таможен встраивается название вышестоящей, например «Хайларская таможня, подчиненная Маньчжурской таможне».
Конечно, в каждой китайской таможне имеется своя партийная ячейка. И будьте уверены – она там не просто чаи распивает, а имеет реальную власть. Так, несколько лет назад во всех китайских госорганах решением партии были введены жесткие ограничения на стоимость подарков, передаваемых в ходе официальных встреч. Партячейки КПК строго блюдут эти новые правила и даже будь вы руководителем супермегагосударственого органа – ничего кроме копеечной штукенции в подарок вы не получите.

Уклонение от уплаты таможенных платежей на сумму более 500 тысяч юаней может отправить виновного в тюрьму на всю оставшуюся жизнь (статья 153 Уголовного кодекса КНР).

По некоторым сведениям, общее число сотрудников китайской таможни составляет около 48 тысяч человек. Для сравнения: в ФТС России числится около 70 тысяч сотрудников, госслужащих и работников. В такую диспропорцию верится с трудом, особенно учитывая гигантский объем внешней торговли Китая.

Скорее всего, однако, в эту численность не входит правоохранительный блок. Да-да, и в китайской таможне, по образу российской, он имеется и состоит из сыщиков и дознавателей. Но в отличие от российских правоохранителей их китайские коллеги имеют двойное подчинение – ГТА КНР и Министерства Общественной Безопасности Китая. Китайских таможенных правоохранителей среди других таможенников можно отличить также по форме, их эмблемы на погонах — серебристого цвета (у обычных таможенников – золотистые) и не содержат эмблему таможни (традиционные “кадуцей” — жезл Меркурия — и факел). Поэтому если вами в зоне таможенного контроля заинтересуется таможенник с серебристыми звездочками – дело явно пахнет керосином.

Чтобы вам было понятно, насколько плох может быть китайский керосин. Уклонение от уплаты таможенных платежей на сумму более 500 тысяч юаней может отправить виновного в тюрьму на всю оставшуюся жизнь (статья 153 Уголовного кодекса КНР), а за контрабанду оружия или культурных ценностей при отягчающих обстоятельствах по статье 151 Уголовного кодекса КНР можно и под расстрел попасть… Кстати говоря, перемещаются правоохранители китайской таможни на машинах с «люстрами»-мигалками и с надписью «POLICE» на борту.

Но не будем о грустном. Ведь вы же не собираетесь похищать из Китая маленьких беззащитных панд? Во всем остальном вы при знании российского таможенного законодательства и практике не должны почувствовать разницы между странами. Как и в России – в Китае есть собственная таможенная номенклатура товаров. По первым 4 знакам она практически идентична российской, что неудивительно, ведь у них общая «мама» — международная Гармонизированная система. В Китае есть импортные и экспортные пошлины, если меры нетарифного регулирования – в общем, вся та же ежедневная таможенная рутина. Более того, в Китае есть так хорошо знакомый всем нам НДС, который китайская таможня собирает при импорте товара, а китайская же налоговая возмещает при экспорте.

Однако несмотря на то, что китайская таможня существует в условиях жесткого централизованного (а где-то даже тоталитарного государства), в ее работе вполне хватает открытости. На официальном сайте ГТА КНР имеются разделы, где можно проверить статус оформления таможенной декларации и даже факт регистрации китайской компании в качестве участника внешнеэкономической деятельности. Детальный отчет по оформленным декларациям вы, конечно через открытый доступ в Интернете не получите, но и за то что есть спасибо. Только вот беда – все названия китайских фирм пишутся этими смешными китайскими закорючками, так что без знания путунхуа (официального китайского языка) делать на этом сайте нечего. Конечно, как у порядочного сайта порядочного государственного органа в нем есть и англоязычный раздел, но он крайне скуден и малоинформативен.

Источник: sinospaces.ru

Международная торговля предполагает участие как минимум двух государств: откуда товар едет и куда он поставляется. В ряде случаев схема усложняется и в дело вступает “торгующая” страна. Однако независимо от таких тонкостей, провожают товар на одной границе и встречают его на другой — таможенники. И если вы везете товар из Китая в Россию (или обратно), судьбой вашего товара будут заниматься сотрудники двух ведомств: Главной таможенной администрации Китая и Федеральной таможенной службы России.

Устройство российской таможни знакомо многим, а про китайскую этого не скажешь. Спешу заверить читателя, что ничего общего у внутренней организации китайских таможенных органов и “китайской грамотой” нет. Удивительно, но устройство и функции китайской таможни буквально до мелочей схожи с российской структурой. Исключение составляют лишь некоторые принципиальные моменты.

В чем причина такого сходства? Возможно, ею стали несколько десятков лет совместного движения по пути строительства коммунизма, хотя вероятнее всего китайские и российские чиновники имеют какой-то особенный код ДНК, который позволяет им принимать почти одинаковые решения, находясь за много тысяч километров друг от друга:

Также, как в России, китайская таможня имеет жесткую вертикальную структуру. Исключая некоторые количественные разночтения структура ГТА или ГТУ (главного таможенного управления ) КНР и России практически полностью совпадают.
«Голова» китайской таможни находится, как и положено уважающему себя государственному органу, в столице – Пекине. ГТА в Пекине выполняет исключительно административные и управленческие функции и имеет статус министерства.
В подчинении у ГТА КНР находятся таможни непосредственного подчинения (такие как Шанхайская, Гуандунская или в Тяньцзиньская). Ближайший аналог в России – таможни московского авиационного узла (Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская) и специализированные, такие как центральная акцизная и центральная энергетическая таможни.

Руководство остальными таможнями КНР “на местах” осуществляется через “узловые таможни”. Их насчитывается 41 штука и по своим функциям они напоминают российские региональные таможенные управления. Ближайшими к России китайскими узловыми таможнями, через которые проходит львиная доля поставок китайской продукции, являются организации в Чаньчуне, Харбине и в Маньчжурии. Именно им, равно как и расположенным напротив российским Дальневосточному и Сибирскому таможенным управлениям, делегированы из Пекина и из Москвы полномочия по организации приграничного таможенного сотрудничества. И надо отметить, что на этом поприще китайские и российские коллеги достигли таких высот, которые не снились их коллегам в европейской части России.
В свою очередь 41 «узловая» таможня руководит 313 «местными таможнями». Причем в официальном переводе и те и другие называются именно таможнями, только в названия «местных» таможен встраивается название вышестоящей, например «Хайларская таможня, подчиненная Маньчжурской таможне».
Конечно, в каждой китайской таможне имеется своя партийная ячейка. И будьте уверены – она там не просто чаи распивает, а имеет реальную власть. Так, несколько лет назад во всех китайских госорганах решением партии были введены жесткие ограничения на стоимость подарков, передаваемых в ходе официальных встреч. Партячейки КПК строго блюдут эти новые правила и даже будь вы руководителем супермегагосударственого органа – ничего кроме копеечной штукенции в подарок вы не получите.

Уклонение от уплаты таможенных платежей на сумму более 500 тысяч юаней может отправить виновного в тюрьму на всю оставшуюся жизнь (статья 153 Уголовного кодекса КНР).

По некоторым сведениям, общее число сотрудников китайской таможни составляет около 48 тысяч человек. Для сравнения: в ФТС России числится около 70 тысяч сотрудников, госслужащих и работников. В такую диспропорцию верится с трудом, особенно учитывая гигантский объем внешней торговли Китая.

Скорее всего, однако, в эту численность не входит правоохранительный блок. Да-да, и в китайской таможне, по образу российской, он имеется и состоит из сыщиков и дознавателей. Но в отличие от российских правоохранителей их китайские коллеги имеют двойное подчинение – ГТА КНР и Министерства Общественной Безопасности Китая. Китайских таможенных правоохранителей среди других таможенников можно отличить также по форме, их эмблемы на погонах — серебристого цвета (у обычных таможенников – золотистые) и не содержат эмблему таможни (традиционные “кадуцей” — жезл Меркурия — и факел). Поэтому если вами в зоне таможенного контроля заинтересуется таможенник с серебристыми звездочками – дело явно пахнет керосином.

Чтобы вам было понятно, насколько плох может быть китайский керосин. Уклонение от уплаты таможенных платежей на сумму более 500 тысяч юаней может отправить виновного в тюрьму на всю оставшуюся жизнь (статья 153 Уголовного кодекса КНР), а за контрабанду оружия или культурных ценностей при отягчающих обстоятельствах по статье 151 Уголовного кодекса КНР можно и под расстрел попасть… Кстати говоря, перемещаются правоохранители китайской таможни на машинах с «люстрами»-мигалками и с надписью «POLICE» на борту.

Но не будем о грустном. Ведь вы же не собираетесь похищать из Китая маленьких беззащитных панд? Во всем остальном вы при знании российского таможенного законодательства и практике не должны почувствовать разницы между странами. Как и в России – в Китае есть собственная таможенная номенклатура товаров. По первым 4 знакам она практически идентична российской, что неудивительно, ведь у них общая «мама» — международная Гармонизированная система. В Китае есть импортные и экспортные пошлины, если меры нетарифного регулирования – в общем, вся та же ежедневная таможенная рутина. Более того, в Китае есть так хорошо знакомый всем нам НДС, который китайская таможня собирает при импорте товара, а китайская же налоговая возмещает при экспорте.

Однако несмотря на то, что китайская таможня существует в условиях жесткого централизованного (а где-то даже тоталитарного государства), в ее работе вполне хватает открытости. На официальном сайте ГТА КНР имеются разделы, где можно проверить статус оформления таможенной декларации и даже факт регистрации китайской компании в качестве участника внешнеэкономической деятельности. Детальный отчет по оформленным декларациям вы, конечно через открытый доступ в Интернете не получите, но и за то что есть спасибо. Только вот беда – все названия китайских фирм пишутся этими смешными китайскими закорючками, так что без знания путунхуа (официального китайского языка) делать на этом сайте нечего. Конечно, как у порядочного сайта порядочного государственного органа в нем есть и англоязычный раздел, но он крайне скуден и малоинформативен.

Источник: sinospaces.ru
Tags: бизнес, бизнес в Китае
Subscribe
promo radion_gz_china february 24, 2015 08:58 6
Buy for 40 tokens
Cтудентка, комсомолка, спортсменка. Наконец, она просто красавица! Хотите самого лучшего помощника в Китае? Лучший гид и помощник по Китаю и по совместительству , моя дочь :) Думаю, после окончания университета в Гуанчжоу в прошлом году,мою дочь можно отпускать на вольные хлеба.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments