?

Log in

No account? Create an account
Человек  с Гуанчжоу

radion_gz_china


человек из Китая

все о Китае глазами изнутри


Previous Entry Share Next Entry
Пять признаков того, что дальше ехать нельзя.
Человек  с Гуанчжоу
radion_gz_china
Олег как  всегда всегда толоково пишет, но жаль стал редко писать в Живом Журнале


Когда надо остановится и передохнуть в дальней дороге:
у olegradul в Пять признаков того, что дальше ехать нельзя.
40 дней назад мои друзья разбились насмерть по пути в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. Когда разбивается кто-то незнакомый, то часто думаешь: "Наверное, парень был лихач / неопытный / излишне самоуверенный и т.п. С нами такого не случится." Но в этот раз был прямо противоположный случай. Здесь погибли ребята, которые постоянно, в течение последних десяти-пятнадцати лет, чуть ли не каждый месяц, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Опыта дальнобоя у них — хоть отбавляй! Что Вадим, который сам себя называл "профессиональным балаболом": мог сутками напролет болтать с любым водителем, даже незнакомым. Что Смолин, который ездил аккуратнее меня, всегда внимательно следил за своим состоянием. Все они прекрасно умели бороться со сном, чувствовать наступление усталости, и понимать тот момент когда уже пора водителю меняться... Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее, это случилось. Всего лишь однажды, но хватило и одного раза. В живых никого не осталось, все трое, кто был в машине, погибли.

(последний кадр с регистратора)

Побывав на месте аварии, рассмотрев их изуродованный Паджерик с мозгами на подголовнике, просматривая записи с регистратора, я совершенно четко осознал для себя такую простую, в общем-то, логичную вещь: "Я не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Что возраст, что опыт, что манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковая. А значит и я, точно так же как они, могу легко умереть на трассе подобным образом."

И здесь я снова возвращаюсь к своему давнему вопросу: как же этого избежать. Начав кататься на дальние расстояния, лет еще десять назад, я первым делом стал искать для себя самые действенные методы борьбы со сном. Помнится, целый арсенал у меня был: кофе, семечки, энергетики и т.п. А потом я догадался, что ищу-то совсем не то! Ни один из них не может мне гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это ни что иное, как способы продолжить движение, а главное — уметь вовремя остановиться!

И здесь не канает народная мудрость "Устал — отдохни", которую я слышал миллион раз. Что значит устал? Вон вся Москва домой после работы уставшая едет, и чего? Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже точно пора на обочину?

И эти критерии должны быть явными и однозначными.

В общем, у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей что на машине, что на яхте. И правило очень простое: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Но если вдруг наступает хоть один из этих признаков, я тут же меняюсь без раздумий. Либо, если меняться не с кем, встаю на обочину спать. Потому что дальше ехать нельзя.

Итак, пять объективных признаков того, что вот-вот заснешь:

  1. Замечаешь момент моргания. Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит насколько быстро, что просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, то речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!

  2. Обман зрения: фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это уже крайняя стадия. Мозг не успевает обработать всю поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание совсем отключится.

  3. Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.

  4. Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 32. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно ... ему это нафиг не нужно. Впадлу даже начинать. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение, неплохо нагружает мозг, поэтому во-первых: кто болтает — тот не уснет; а во-вторых: если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. Вот у ребят именно так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.

  5. Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли...


И бонусом экспресс-тест для пассажира, как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости. Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: "Слыш, ты в порядке?". Ответ всегда будет один и тот же: "В порядке.". Вместо этого, надо задать ему какие-то вопросы, которые требуют обдумывания, либо внимательности. Например: "А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?", или "Сколько нам еще осталось до ...", а лучше даже что-то более сложное, вроде: "Как ты думаешь, что лучше подарить <имя общего друга> на день рождения?". И если ответы покажутся слишком простыми, либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — пофиг. Главное, что во время жарких дебатов, уснуть невозможно чисто физически, проверено.

В общем, главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом бац — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100% на 50%, если знать что искать, и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.

И все же остается вопрос: если я могу контролировать себя сам, достаточно ли этого для безопасной езды на дальние расстояния в одиночку? Честно говоря, не уверен. Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания, притупляется и чувство страха. То есть, ты понимаешь что засыпаешь, по всем критериям здравого человека, ты уже, фактически, на волосок от смерти, причем осознаешь это, но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит. И кажется: "Подумаешь, проеду еще XX км до ближайшей XXX, а там и посплю/поменяюсь".

Так что все эти признаки, конечно, хороши, особенно когда едешь один. И надо их, безусловно, строго придерживаться (заметил хоть один — остановился). Но все же единственный вариант, в котором я уверен на 100%, это плюс ко всему ехать с кем-то вдвоем, и постоянно беседовать. Не столько для того, чтобы оставаться бодрыми, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга (см. пункт 4): разговор затих — оба спать. Да, это очень жесткое правило. Но, например, когда мы ехали в кругосветку, нас было четверо, и мы его легко придерживались. В последнее время я стал все чаще и чаще забивать на него, порой из-за отсутствия собеседников, а иногда уже просто так. Но, видимо, зря. Жизнь, блин, умеет показать как делать не надо. Глупо не учиться.

Берегите себя.

Posts from This Journal by “советы по путешествиям” Tag


promo radion_gz_china february 24, 2015 08:58 6
Buy for 40 tokens
Cтудентка, комсомолка, спортсменка. Наконец, она просто красавица! Хотите самого лучшего помощника в Китае? Лучший гид и помощник по Китаю и по совместительству , моя дочь :) Думаю, после окончания университета в Гуанчжоу в прошлом году,мою дочь можно отпускать на вольные хлеба.…

  • 1
Это очень полезные практические советы. Надо бы перепостить, вдруг кому-то пригодятся

Да, всё верно.
Но если нет возможности остановиться, нужно есть что-то жёсткое - сухари, морковку, огурцы и т.п. Действует безотказно, пока грызёшь не заснёшь.

спасибо
несколько раз отключался
хорошо, пока не улетел никуда

Думаю эти советы - за гранью добра и зла. Здесь речь совсем не о том, как ездить безопасно, а о том - как испытать свой организм на предельные перегрузки и при этом уменьшить риск убиться.
Давайте обратимся к опыту профессионалов - "Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов." Точка. Варианты даже не обсуждаются. А ведь, у этих людей, в отличие от любителей годами выработанная привычка к такому труду и соответсвенно - выносливость куда выше. К тому же, режим вождения куда менее утомительный. Одно дело пилить 90 км/ч по своей полосе, и совсем другое дело - нестись на 140-150, или же - непрерывно лавировать в потоке машин. Вдобавок, навыки вождения у профов несравнимо большие. Даже уставший, засыпающий дальнобой ведёт куда грамотнее и в случае чего - сможет куда больше, чем среднестатический любитель в состоянии максимальной бодрости.
Так что, для любителей я бы переформулировал совет так - обязательные перерывы не менее получаса, не реже чем через каждые 3 часа. К концу "рабочего" дня - значительно чаще. (Либо - меняться, если есть такая возможность). В тяжёлых условиях (ночь, дождь, забитая дорога и т.п.) полезно добавить мелкие перерывы через час или даже чаще (зависит от опыта водителя, точнее - от величины нервного напряжения, которое он испытывает в данных условиях). И второе условие - общее время перегона не должно превышать 10 часов (вместе с остановками). Даже если водители меняются, проведя 10 часов в машине (не за рулём), накапливается усталость. Полноценный отдых и ночлег - это то, в чём себе не стоит отказывать вообще, а в таком ответственном деле как вождение - тем более.

P.S. А ещё полезно выбирать для поездки лучшее время суток (утренние часы), не сбивать привычного режима сна и отдыха, по возможности отправляться в путь "на свежую голову", а не после того как отработали смену (даже если речь идёт о "смене"на пляже, на шопинге или - просто болтали с друзьями и собирали чемоданы).

Кстати, второй совет не менее вредный. Не разу не видели табличек в автобусах, призывающих не отвлекать водителя разговорами?
Одно дело - лёгкая непринуждённая болтовня, и совсем другое дело - сложные разговоры на животрепещущие темы. Сложный разговор отвлекает внимание от дорожной обстановки. А эмоциональная реакция может вообще на мгновение выключить человека из процесса управления автомобилем.
Тоже самое касается вопросов о навигации - не стоит отвлекать водителя в тот момент, когда это кажется удобным вам, а не ему. Лучше наоборот - взять всю навигацию на себя и делиться своими наблюдениями.
Хотя, в целом соглашусь - полезно, когда в салоне происходит некое общение. Вид дремлющих, или занимающихся своими делами и абсолютно не интересующихся дорогой (и водителем) пассажиров не слишком благотворно действует на водителя.

  • 1